Чтобы увидеть точки роста операционной эффективности в юридическом отделе, специалисты рекомендуют провести анализ (исследование) бизнес-процессов. Это поможет определить, в какие направления приложение усилий даст наиболее заметные результаты.
Как бизнес-аналитик поможет оптимизировать работу юротдела
Анализ бизнес-процессов можно разделить на три этапа:
1. Сформулировать, как сейчас устроены процессы.
2. Выявить бизнес-процессы, требующие оптимизации.
3. Определить способы оптимизации, в случае автоматизации — подходящие инструменты.
Что дает анализ бизнес-процессов в юридическом отделе
Анализ бизнес-процессов направлен на поиск «слепых зон», которые потенциально станут точками роста в юридическом департаменте. Это подготовительная работа, в результате удается настроить процессы для удобной работы.
Проанализировать бизнес-процесс означает ответить на ряд вопросов: сколько времени занимает выполнение той или иной операции, как часто она выполняется, всегда ли операция выполняется одинаково, удобно ли сотрудникам. Такие вопросы позволяют выяснить, как устроен процесс и что можно улучшить.
Когда поняли текущие проблемы и увидели в них точки роста, настраивать процессы можно с помощью разработки регламентов, текстовых и графических, ролевых моделей и инструментов автоматизации.
❌ДО;✅ПОСЛЕ
Не было информации о количестве и качестве проведенных юристами консультаций, нарушались сроки, терялись обращения; Решено: - на первом этапе утвердить соглашение об уровне обслуживания, зафиксировать порядок и сроки с обращениями, - на втором этапе рассмотреть инструменты автоматизации для работы по принципу «одного окна»
Например, команда Актион Legaltech использует табличный инструмент «распаковка», чтобы оценить текущее состояние процессов в юридическом департаменте: что отлажено и не требует вмешательства, а где специалистам на местах работать неудобно или руководителю не хватает информации о том, как идет работа.
Кому доверить анализ бизнес-процессов в юридическом отделе
Анализ бизнес-процессов требует непредвзятого отношения, времени и разработки опросников. Чтобы провести анализ самостоятельно, руководителю юридической функции нужно выделить направления работы для оценки, сформулировать вопросы к организации процессов. Направления работы могут касаться организации претензионной работы или работы с обращениями, а вопросы должны позволить определить:
•как сотрудники сейчас оценивают процессы (сложно организовано, не организовано, просто и понятно, каждый раз по-разному и проч.); • решаются ли поставленные задачи в установленные сроки (да, решаются; нет, почти никогда; неизвестно, нет системы и инструментов для подсчета и проч.); • чего не хватает для решения поставленных задач по мнению самих сотрудников (времени, инструментов, отмены излишних операций и проч.).
Это кропотливая работа, но она даст хорошие результаты — станет ясно, какие настройки существенно улучшат состояние дел.
Поручить такой анализ можно бизнес-аналитику, тогда результаты будут быстрее. Кроме того, опыт позволит специалисту провести исследование беспристрастно, не допустить искажения и личной оценки результатов. При исследовании своими силами, руководитель юридической функции невольно оценивает не только состояние процессов, но и работу сотрудников.
Встретиться с бизнес-аналитиком
Как делать выводы после анализа бизнес-процессов
После анализа бизнес-процессов у руководителя будет понимание, что происходит в юридическом отделе: на какие задачи юристы неоправданно тратят много времени, какие процессы скорректировать, какие обязанности – дублирующие.
Кроме того, анализ позволит сравнить состояние процессов между собой. Например, выяснится, что и судебная работа, и исполнительский контроль не выстроены, каждый на своем месте видит процессы по-своему. Однако судебной работы немного, и она «не болит», а направить силы в первую очередь стоит на отлаживание исполнительского контроля.
Анализ бизнес-процессов часто становится основой для подбора цифровых инструментов. Это грамотный подход, благодаря которому руководитель юридической функции направит усилия на решение действительно актуальных задач, а бизнес-заказчик быстро увидит результаты проекта автоматизации.
“
Если бизнес-процесс сложный, весь порядок действий не может описать ни один сотрудник в отделе, то сначала следует «придумать», как процесс должен выглядеть, чтобы быть удобным, и только потом его автоматизировать.
Вячеслав Коновалов, ведущий бизнес-аналитик Актион Legaltech
Встретиться с бизнес-аналитиком
Важно учитывать, что на результаты внедрения инструментов автоматизации будет смотреть и бизнес-заказчик. Вау-эффект от внедрения, когда всем стало удобно и работать стали быстрее, позволит руководителю юридического департамента и в будущем получать финансирование своих начинаний.
Когда нужно провести анализ бизнес-процессов
Приведу пример, какие аргументы руководителя юридической функции или его подчиненных на самом деле говорят о необходимости донастройки бизнес-процессов.
1. «Нам бы еще сотрудников, и тогда всё будем успевать».
2.«Просто нет финансирования, поэтому не можем закупить ИТ-решение и решить все проблемы».
3. «Тут никакой регламент не нужен, проблема не в этом».
Перечисленные аргументы говорят аналитику о том, что как таковая проблематизация не проводилась — нужно разобраться в процессах. Возможно, от части проблем получится избавиться без расширения штата и серьезных финансовых вливаний.