Показатели для премирования юристов: какие применять и как рассчитывать

Вячеслав Коновалов,
ведущий аналитик Актион Legaltech
Показатели премирования должны показывать ценность деятельности юристов для всей компании. В каждой компании их определяют с учетом задач отдела и целей компании.

Перед тем, как внедрять показатели премирования, так называемые KPI, для юристов, важно убедиться, что данные будут объективными и действительно покажут результат работы.

Статистические показатели не всегда подходят – результат работы юристов зависит от сторонних факторов. В статье рассмотрим примеры показателей премирования юристов, их плюсы и минусы.
Количество денежных средств, возвращенных в компанию в результате судебно-претензионной работы
Денежные средства, возвращенные в компанию юристами — важный показатель в глазах бизнес-заказчика. Извлечение прибыли — цель существования коммерческой компании, и каждый из ее отделов/департаментов напрямую или косвенно в этом участвует.
Бизнес мыслит цифрами и результатами, а результат, как правило, измеряется деньгами. Поэтому важно, чтобы юристы взыскивали деньги с должников или не допускали взыскания с компании
Полина Лебедева, эксперт по организации юридической функции
Система премирования должна побуждать юриста возвращать деньги на максимально ранних стадиях спора. Оптимально для бизнеса, когда деньги получены, возвращены в компанию, в краткие сроки, то есть с минимальными издержками. Чтобы оценивать результаты работы, целесообразно вести раздельный учет возвращенных средств на разных стадиях спора: в результате претензионной работы, исковой, исполнительного производства.
Организовать раздельный учет средств, возвращенных в компанию на разных этапах спора, поможет настройка необходимых учетных форм и автоматизация процессов в юротделе.
Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Качество юридической работы: доля документов, выпущенных без ошибок
Цена юридической ошибки для бизнеса высока, поэтому их наличие обычно включают в систему премирования. Качество юридической работы условно можно разделить на две части: отсутствие юридических ошибок и низкий уровень или отсутствие технических ошибок.
Юридические ошибки могут иметь сложно прогнозируемые последствия: от «никто не заметил» до «всё пропало». Ошибка в определении подсудности, погрешность в выборе вида производства или заведомо спорная норма в договоре — такие ошибки могут дорого стоить бизнесу.

Технические ошибки выглядят обидно: кажется, что вполне можно было избежать, но исправить, зачастую, уже нельзя. К примеру, заседание, пропущенное по причине того, что юрист не знал о его переносе, может иметь самые негативные последствия. Не предоставленный в срок документ, исполнительный лист, который не забрал юрист — такие ошибки в работе фиксируют объяснительными записками.

Количество ошибок посчитать обычно легко, а вот определить ее вес в системе премирования — сложнее.

Незначительные, быстро устранимые ошибки не должны влиять на премирование так же сильно, как и ошибки, приведшие к серьезным последствиям.
ПРИМЕР

Юрист не подготовил возражение на исковое заявление о взыскании задолженности по договору поставки, забыл про судебное заседание и не явился на него. Истец не представил доказательств акцепта покупателя, суд отказал в иске, несмотря на отсутствие возражений ответчика (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.10.2022 № А41-3305/2022).

С точки зрения бизнеса результат достигнут: компания не потерпела убытки, но с точки зрения профессионального вклада юриста явная недоработка.
Оценивать работу юриста с учетом обоих факторов — результативности с точки зрения достижения общих целей компании и собственного профессионализма — поможет автоматизированная модель подсчета веса каждой ошибки.

Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Удовлетворённость внутреннего заказчика работой юриста
Цель работы юриста — закрывать потребности бизнеса в юридической поддержке. Важно, чтобы юристы не создавали дополнительные сложности и не запрещали любые нововведения, а были открыты к бизнесу и находили правовые оптимальные решения в разных ситуациях.

Как правило, удовлетворенность внутренних заказчиков измеряют для оценки работы юристов, которые работают с обращениями коллег. Обращения могут разными: дать консультацию, принять участие в рабочей встрече, подготовить справку, согласовать договор. Во всех случаях важны скорость и качество ответа.

Чтобы оценить удовлетворенность, часто используют индекс NPS (от англ. Net Promoter Score). Он подойдет и для работы с юристами. Для такой оценки после получения ответа автора запроса просят ответить на вопрос: «Насколько вы удовлетворены ответом юриста (юридического отдела) на свое обращение? Оцените по шкале от 0 до 10». Опрос можно проводить по электронной почте или с помощью мессенджера.

Ответы сегментируют на основе оценок, которые получили.
Затем оценку NPS вычисляют по формуле.

Удобно сбор, подсчет и интерпретацию результатов опроса поручать цифровым сервисам.
Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Количество подготовленных документов: претензий, исков, договоров
Количество подготовленных юристом документов характеризует общую загруженность при условии, что есть данные для сравнения. Сравнивать можно данные по юристам между собой, но чаще в компаниях выбирают сравнение данных за период с данными за аналогичный период: июнь 2024 с июнем 2023, или август 2024 с прошлым месяцем — июлем 2024. Или сравнительный анализ: в среднем юристы согласовывают 20 договор в месяц, а отдельный сотрудник проверил 24 договора. Есть и плановая система. Например, нужно было направить 15 претензий, а юрист направил только 11.

Важно оценивать и действия с документами: если претензия подготовлена, но направлена с нарушением срока, компания начинает нести убытки. Кроме того, количественные характеристики сами юристы не находят справедливыми, поэтому такой показатель не должен быть единственным для премирования.

Автоматизация подготовки документов с одной стороны, повышает производительность труда в этом направлении ,с другой — позволяет без дополнительных трудозатрат вести учет по принятой в компании системе баллов (учитывать вес документа).

Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Доля споров, решенных мировым соглашением
Вариативным критерием выступает количество мировых соглашений, которые заключил юрист. С одной стороны, мировое соглашение сокращает срок рассмотрения дела. Однако кредитор не всегда получает преимущества при предписании мирового соглашения. Поэтому при оценке мировых соглашений как критерия для премирования необходимо учитывать успешные мировые соглашения, например, в которых согласовали минимальный срок выплат и сумму пеней.

Долю споров, решенных мировых соглашением, целесообразно рассчитывать отдельно по входящим требованиям и по исходящим искам. Если в первом случае это скорее успех, то во втором — не всегда.
На оценку каждого мирового соглашения руководителю юридической функции не хватит времени: придется анализировать на предмет получения преимущества для компании. Решить эту проблему поможет утверждение критериев успешного мирового соглашения.
Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Оставить заявку и узнать больше про автоматизацию процессов и отчетности в юротделе
Резюме
Все рассмотренные показатели премирования требуют серьезного учета дел и задач в работе каждого юриста, а также утверждения дополнительных регламентирующих документов.

Переход на автоматизированную систему учета дел поможет проводить работу по замеру эффективности работы сотрудников незаметно, без лишних трудозатрат, и получать объективные показатели. Оставьте заявку, чтобы узнать про автоматизацию больше и протестировать возможности системы учета дел юриста XSUD.

Начните работу в XSUD
уже сегодня