Общепринятые показатели премирования юриста судебно-претензионного отдела — выигрыш судебного разбирательства и возвращение дебиторской задолженности на счета компании.
Например, Роман Романов, директор по правовым вопросам торговой сети «Верный», в интервью журналу «Корпоративный юрист» рассказал, как премировали юриста, который в течение 11 месяцев в досудебном порядке отстаивал интересы компании в УФАС Татарстана и выиграл спор. Хотя аналогичное дело дошло до суда у крупного ретейлера, и они проиграли его во всех инстанциях, включая ВС.
Вместе с тем, для системы премирования этого недостаточно, так как не в полной мере отражается объем проделанной работы. Выплаты за выигранные дела будут не регулярными и не вполне прогнозируемыми.
По опыту работы с юридическими командами назову несколько показателей, которые могут стать основой системного премирования юристов судебно-претензионного отдела:
- доля подготовленных, доля направленных претензий (от всех инцидентов, требующих направления претензии);
- доля споров, решенных в досудебном порядке (от всех входящих споров, от всех исходящих споров);
- количество денежных средств, возвращенных в компанию в результате претензионной работы;
- сумма денежных средств, возвращенных в судебном порядке в последней инстанции (относительно планового показателя);
- количество возбужденных исполнительных производств (относительно планового показателя);
- количество денежных средств, возвращенных по исполнительным листам.
Для системы премирования важно учитывать и количественные показатели, и сложность работы (сложность иска, сложность процесса). Сложные многомиллионные иски имеют большую ценность, однако типовых исков на несколько тысяч может быть много, что отнимает много времени. Вариативная оценка, коэффициенты сложности — это следующая ступень после того, как в компании ввели систему премирования юристов.