Меньше футуризма, больше экспертизы: чего действительно не хватает инхаус-юристу

В России более сотни LegalTech-сервисов, однако, лишь малая часть из них удовлетворяет потребности корпоративного юриста. В чем специфика работы инхаус-специалиста и как ее понять руководителю?
— Дата-сайентисты — ключевые сотрудникики?

В апреле аналитики Gartner пришли к выводу, что юридические компании и департаменты нуждаются в дата-сайентистах — они должны стать ключевыми сотрудниками, ответственными за анализ данных, поиск инсайтов и построение сложных предиктивных моделей.

Безусловно, это так: технологии AI/ML действительно придут и в LegalTech, по аналогии с другими отраслями они займут значимое место и в работе корпоративных юристов. Однако сейчас у юристов есть более простые, но от того не менее значимые проблемы, которые решаются без участия машинного обучения.

По результатам наших опросов среди руководителей юр. департаментов, около 80% инхаус-юристов используют более трех различных инструментов, чтобы просто зафиксировать информацию по делу (календарь на смартфоне, таблички на десктопе, бумажные носители и пр), около 70% — вынуждены вручную собирать отчеты и однотипные документы (претензии, акты и пр). При этом около 50% говорят, что в их коллективе есть «староверы», которые против всего нового и не хотят переучиваться, а 70% — о том, что у них есть некое it-решение, но оно только добавляет трудностей, так как оно не кастомизировано под запросы юристов.

Как понять эти боли руководителям, которые все еще не спешат интегрировать прогрессивные решения в юридические департаменты, довольствуясь наймом помощников и Excel-таблицами?
Почему LegalTech для каждого свой

Юристы юристам рознь. Принято разделять тех, кто работает в юридических фирмах и инхаус: внешнему наблюдателю может показаться, что они решают одни и те же задачи, однако в их подходах к работе есть принципиальные отличия, которые нужно учитывать разработчикам софта.

Юрфирма зарабатывает деньги на оказании юридических услуг, у них есть задачи учета клиентов, биллинга времени (сколько часов они тратят на клиента), выставления счетов. Юрфирмам важен модуль СRM, включающий омниканальность (когда в компанию можно обратиться через разные каналы, а она увидит это в одном окне и ответит там, где удобно клиенту), автоматизацию коммуникаций и т. д.

Юридические департаменты (юрдепы) же работают на внутреннего заказчика, который обращается к ним с вопросами. Причем перечень этих вопросов очень широк: от представления интересов компании в суде до контроля за заключением договоров и консультирования руководства.

Инхаус-юристы не только хорошо понимают специфику бизнеса и обеспечивают законность деятельности компании, но и выстраивают корпоративную правовую культуру. Им важно получить некий портал, через который любой сотрудник компании может обратиться в юротдел, а система автоматически зарегистрирует обращение, будет контролировать его исполнение, уведомит заказчика.
— Какую специфику инхаус-юриста нужно понимать руководителю

Однако сотрудники юридического департамента не просто отвечают на запросы коллег — они защищают интересы компании. Согласно исследованию журнала «Корпоративный юрист» и портала Platforma, 58% случаев компании судятся за суммы до 1 млн руб. В 25% — до 10 млн руб. и в 13% — до 100 млн руб. Это деньги, которые корпоративные юристы зарабатывают для бизнеса. При этом, к примеру, в относительно небольшой строительной организации, где работает до 10 юристов, каждый может вести в среднем по 5−8 подобных дел. А в крупных правовых департаментах количество дел на одном сотруднике доходит и до 10.

В таких условиях инхаус-юристам важно поддерживать эффективность отдела — перепоручить алгоритмам отчеты, аналитику, учет судебных дел и другие рутинные задачи, а за собой оставить поиск и принятие действительно важных решений. Например, страховая компания, у которой очень много однотипных документов, сокращает время на рутинные процессы в два раза, после того, как настроили автоматическое заполнение документов по шаблону.

Помимо всего прочего, юрдепы очень часто завязаны на внутренних корпоративных информационных системах. И тут важно, чтобы LegalTech-решение можно было интегрировать с корпоративными системами (SAP, 1С и пр), авторизоваться с помощью единой учетной записи; чтобы все было размещено на локальном сервере и отвечало требованиям корпоративной безопасности.

С точки зрения разработчиков, юридические компании и корпоративные юристы — это два разных рынка, каждый со своей спецификой. И многие российские LegalTech-решения ориентированы именно на юрфирмы. По нашей оценке, даже бизнесы, входящие в топ-500 крупнейших компаний России, редко берутся за самостоятельную разработку внутренних юридических систем. Основные причины — высокая стоимость разработки и недостаток профильной экспертизы.
— Мыслить как юрист

Исходя из результатов наших опросов, на повестке дня в сфере LegalTech — не прорывные решения на базе систем искусственного интеллекта и предиктивной аналитики, а разработки, которые закрывают базовые потребности юристов. Дело в том, что даже простые задачи во многих компаниях все еще не автоматизированы — фундамента для строительства сложных ML/AI-систем попросту нет.

Рано или поздно этот фундамент появится — тогда инновации и продвинутые разработки станут нормой жизни юротдела. Но нам приходится быть реалистами: сейчас LegalTech в России конкурирует с секретарями-помощниками и таблицами (кстати, это реальный кейс — некоторые клиенты всерьез говорили о том, что если бы не программы автоматизации, они бы наняли сотрудников вести таблицы в Excel). Пока что отечественным юристам нужен не навороченный робот-помощник и не команда дата сайентистов, а система, которая умеет решать основные задачи:

1. Организовать работу при все возрастающем количестве дел. Руководителям важно видеть, как распределены дела, оценить нагрузку юристов, статистику по выигранным и проигранным делам — все это позволяет понять, сколько денег принес компании юротдел, и принимать управленческие решения.

2. Формировать отчеты и выгружать их в Excel (98% наших клиентов работали только с табличками до внедрения it-решений). Вне зависимости от степени автоматизации бизнес все еще работает с таблицами — даже несмотря на то, что существенную часть задач, которые раньше велись в Excel, сейчас берут на себя специализированные системы. Любое, даже самое продвинутое решение не может замыкать всю отчетность на себе.

3. Мониторить изменения на сайтах судов и обновления в юридических сервисах. Без автоматизации эта часть работы юристов обычно сводится к бесконечным таблицам, в которых надо вручную обновлять статусы дел и информацию по соответствующим документам. Как правило, работать с такими таблицами становится практически невозможно, если на юриста приходится больше 10 текущих дел.

4. Работать удаленно. Прошлый год показал, что юристам нужен не просто набор разнородных сервисов, а специализированный инструмент для удаленной работы.

5. Контролировать сроки и важные даты — судебных заседаний и пр., в том числе, за счет синхронизации с календарями. Данные должны автоматически собираться из официальных источников и переноситься в календарь юриста.

6. Автоматическое заполнение документов — у юристов есть запрос на автоматическое заполнение типовых документов. Например, реквизиты могут подтягиваться из карточки.

7. Согласование документов (договоров) — то есть возможность прямо в системе согласовывать документы.

8. Постановка задач, сроков, назначение ответственных и контроль исполнительской дисциплины.

9. Систематизирование документов — то есть организованное хранение всех документов по делам.
— Для начала нужно начать

На первый взгляд, в задачах нет ничего неординарного — часть их можно решить с помощью условных Trello, Google Документов и любого календаря. И для юриста с небольшой загруженностью это может даже сработать.

Сложность состоит в том, чтобы объединить эти задачи в продукт с удобным и понятным интерфейсом и интегрировать его в уже существующую корпоративную IT-систему — этого не могут ни общенаправленные сервисы, ни крупные IT-департаменты.

Сейчас очевидно, что LegalTech в России — это не «космические» разработки, и даже не софт сам по себе. В первую очередь это — экспертиза и понимание клиента. И если не сделать первые простые шаги, высокотехнологичное будущее в сфере LegalTech наступит нескоро.

Начните работу в XSUD
уже сегодня

Интеграция с сервисом Финансовый уполномоченный
Оставьте заявку, получите консультацию и демонстрацию решения
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Программа учета судебных дел — XSUD
Пожалуйста, введите контактные данные, чтобы узнать результат
Узнайте, подходит ли XSUD для вас

Нажмите «Дальше», чтобы пройти короткий тест, или на крестик в правом верхнем углу, чтобы продолжить просмотр сайта
Вы обращаетесь, как
Сколько сотрудников в юридическом отделе?
1
25
Выберите задачи, которые хотели бы автоматизировать
Телефон
Имя