7 признаков идеального отчета о работе юридического отдела
Чтобы узнать, каким должен быть идеальный отчет юридического отдела о проделанной работе, мы провели опрос среди руководителей юридических отделов и директоров юридических департаментов. По результатам опроса выделили 7 признаков, которые отличают идеальный отчет от обычного.

Рассмотрим подробнее, каким должен быть отчет о работе юридического отдела, и в чем его польза для юристов.
Наглядный
У юриста должна быть возможность показать свою работу руководителю, а у руководителя – продемонстрировать качество и объем работы юридического отдела менеджменту компании.

Наглядный отчет делает информацию понятной для восприятия.

Смотрите видео выступлений экспертов Legaltech про содержание и инструменты ведения отчетности в юридическом отделе.
Если таблицы, то сводные, в которых данные можно сравнить. Если графики, то по тем показателям, которые важны в отчетном периоде.

Последние два года растет популярность отчетности в виде графиков и наглядных дашбордов.
Разбираться в сухих цифрах важно, но не всегда есть время и возможность объяснять, как они связаны друг с другом и о чем говорят. Оптимальное решение комбинировать два варианта отчетности: иметь наглядный отчет для демонстрации руководству компании и подробные цифры в табличном отчете, которые помогут ответить на уточняющие вопросы.

По результатам опроса 2/3 руководителей юридических отделов хотели бы по-прежнему формировать отчет в таблице, а уже 1/3 — в виде дашбордов.
Оставить заявку на презентацию XSUD
Оставить заявку на презентацию XSUD
Информативный
По результатам опроса, идеальный отчет должен быть информативным. Это значит, что в отчете или на аналитической панели руководитель хочет видеть весь объем работы юристов. Если в отчете — за отчетный период, если на аналитической панели — в качестве оперативной информации на текущий момент.

Если в компании юристы-универсалы, в отчете руководителя могут быть сведения по всем направлениям:

количество входящих решенных задач (претензии, судебные дела, исполнительные производства, консультации и проч.);
количество исходящих решенных задач (претензии, судебные дела, исполнительные производства, консультации и проч.);
доля задач, решенных с нарушением установленного срока;
доля задач, оцененных внутренним заказчиком положительно;
медианные значения по видам задач, по сотрудникам, по филиалам.

Руководителю претензионного отдела нужен подробный отчет о претензионной работе, руководителю отдела по работе с исполнительными производствами, соответственно, о работе по ИП.
У руководителя департамента должны быть отчеты от отделов по направлениям работы и сводный отчет с основными показателями.

Помимо количества, то есть объема работы юристов, в отчете необходимо показать объем денежных требований, то есть важность работы в масштабах компании и финансовый результат. Это может быть:

сумма денежных требований по предъявленным искам;
сумма денежных требований по удовлетворенным искам или сумма требований контрагентов, в удовлетворении которых суды отказали;
сумма поступлений по исполнительным производствам.
Идеальный отчет должен отвечать на вопросы руководителя, показывать сильные стороны работы департамента и точки роста. Вот примеры вопросов, на которые руководители юридических отделов ищут ответы в отчете.

какой процент дел удается урегулировать в досудебном порядке
в какой стадии процесса или в какой категории споров компания чаще проигрывает дела
есть ли филиал, который успешно оспаривает те или иные штрафы
в прошлом году поступления в рамках исполнительных производств были лучше или хуже
что удается лучше: взыскивать или «отбиваться» от требований

Отчет можно считать информативным, если данных в нем достаточно, чтобы ответить на вопросы руководителя.
Содержит аналитику
Идеальный отчет содержит абсолютные цифры и дополнен аналитическими выкладками.

Отчет сам по себе не представляет ценность, его назначение — проанализировать показатели работы юридического отдела и показать эффективность работы как сотрудников отдельно, так и ценность юридической службы для бизнеса.

Вот не очень показательные для бизнеса данные: 150 претензий, 50 исков, 16 выигранных дел. Казалось бы, точные цифры, почему они не отвечают потребностям бизнеса? Потому что не дают понимания, что происходит в юридическом отделе.
Анализировать можно при условии, что есть данные для сравнения. В одних компаниях сравнивают работу филиалов, в других — только отчетные периоды по одним и тем же показателям.

Когда учет всех дел и задач юристов автоматизирован, собрать данные в таблицы не составляет особого труда. То же и с аналитической панелью (дашбордом). Когда мы ведем работу с заказчиком системы учета дел юриста XSUD, руководителю достаточно назвать показатели, которые он хочет оперативно отслеживать на дашборде, и команда разработки предложит решения и визуализацию.
Вячеслав Коновалов, ведущий бизнес-аналитик Актион Legaltech
В одном юридическом отделе важно увидеть, как значение изменилось относительно другого периода, в другом — сравнить филиалы между собой.

Почти все из опрошенных руководителей — 91 процент — указали, что хотели бы видеть в идеальном отчете аналитику.

В каждой компании будут свои метрики для анализа, соответственно, для отчета о работе юридического отдела. Такой анализ требует временных и денежных затрат, но результат этого стоит. Отчет по показателям, которые действительно могут характеризовать объем и качество работы юристов, поможет выявить слабые и сильные стороны, принять меры к тому, чтобы организовать работу по проседающим направлениям. Оперативный контроль позволит повысить результативность юридического отдела и компании в целом.

Например, 73% опрошенных указали, что хотели бы видеть в отчете данные об объеме денежных средств, возвращенных в компанию, но нет методики, как вести учет данного показателя.

Составить методику и алгоритм подсчета денежных средств, возвращенных юристами в компанию, помогут аналитики. Отчет с этими данными повысит ценность юридической службы в глазах высшего менеджмента.
Оставить заявку на презентацию XSUD
Оставить заявку на презентацию XSUD
Актуальный
Идеальный отчет содержит только актуальную информацию. В работе юриста часто происходят изменения: меняется законодательство, контрагенты и состояние их дел, статус судебных дел, организационная структура компании.

В опросе 81% руководителей указали, что им приходилось тратить время на то, чтобы данные в отчете были актуальными, выверять информацию.

В идеальном отчете данные, об актуальности которых можно не переживать.

Добиться такого эффекта можно за счет комплексной автоматизации работы юридического отдела. Например, система XSUD дает возможность автоматизировать и синхронизировать судебно-претензионную работу, работу по исполнительным документам, работу с обращениями коллег, поручениями руководителя. Данные в системе всегда обновлены, а значит отчет будет актуальным.
Гибкий
Отчет о проделанной работе можно считать идеальным, если он быстро трансформируется по нужному фильтру.
Например, можно легко выгрузить информацию за определенный период времени или по работе определенного юриста, подготовить в несколько кликов справку по контрагенту или досье по делу от контракта до исполнительного производства.

Гибкость отчетов наглядно видно, если использовать для отображения данных графики, диаграммы. Возможность быстро трансформировать отчет, получить его в том виде, который нужен именно сейчас, позволяет найти ответы на уточняющие вопросы.
Оставить заявку на презентацию XSUD
Оставить заявку на презентацию XSUD
Доступный
Удобный доступ к данным и документам может избавить от необходимости каждый раз запрашивать отчеты, справки, звонить юристам, чтобы уточнить информацию.

В широком смысле отчетом может быть любая информация: сводные данные по судебной или претензионной работе за период, справка о проделанной работе по конкретному делу, поступления по исполнительным производствам, количество и качество обработанных юристами обращений коллег.

Вариантом доступа к оперативной информации будет дашборд — тоже отчет, но отражающий данные на текущий день.
Кроме того, грамотно организованный доступ к информации решит проблему работы филиалов в разных часовых поясах.

Чаще всего отчеты хранят в сетевых папках, так указал 91% руководителей юридических отделов, участвующих в опросе. Это не всегда удобно и безопасно.

Идеальный отчет размещен на безопасной платформе, к которой есть доступ у уполномоченных лиц. Важно, чтобы открыть отчет можно было не только на рабочем компьютере, но и с другого устройства в удобное время. Такая необходимость может возникнуть у руководителя юридического отдела на выездном совещании или в командировке в другом филиале.

Начните работу в XSUD
уже сегодня