«Скучная повинность» заставляет юристов получать адвокатские удостоверения.

Риски профессионального выгорания
Анастастия Звонарева,
директор Актион LegalTech
6 из 10 юристов, которые проявили интерес к автоматизации процессов в юридическом бизнесе — это бывшие инхаусы-юристы крупных компаний, перешедшие к частной практике.

Мы с коллегами из направления Актион Legaltech заинтересовались, что побуждает юристов менять стабильную и зачастую высокооплачиваемую работу в компании на частную практику, и нашли одну из причин.

В статье рассмотрим, что такое «скучная повинность», и как она мешает инхаусам развиваться в профессии.
Обманутые ожидания
Юриспруденция — это осознанный выбор. Большинство юристов понимают, что профессия неразрывно связана с жалобами, спорами и судами, при этом не воспринимают характер своей деятельности как негативный. Зато юристы разочаровываются в профессии из-за того, что ожидания не оправдались: вместо выработки стратегии применения законов приходится выполнять множество рутинных операций.

Юристы-студенты воспринимают будущую работу как приключения с поисками аргументов, а на деле вынуждены много времени тратить на сопровождающую операционную деятельность: заполнять типовые документы, вести учетные таблицы, формировать архивы по делам и т.п.

У инхаус-юристов, помимо побед в суде, есть необходимость вести учет дел, работать с документами. Если в начале карьеры кажется, что эта деятельность будет занимать не более 10% рабочего времени, то потом оказывается, что она отнимает почти треть. И работа по формулированию стратегии защиты или нападения превращается в работу с типовыми исковыми заявления и ходатайствами.

Чтобы избавить юристов от рутинных операций, автоматизируйте бизнес-процессы в юридическом отделе.

Оставить заявку на автоматизацию
Оставить заявку на автоматизацию
«Скучная повинность»
«Скучной повинностью» называют то, что делать совсем не хочется, но необходимо: школьникам — делать уроки, инхусам — заполнять таблицы учета дел или двадцать пятое по счету ходатайство реквизитами.

Выполняя однообразные действия, человек постоянно получает одинаковые результаты. Привыкает и не стремиться работать лучше.

Итак, назовем рабочие процессы, которые отнимают много времени у юристов-судебников:

- отслеживание изменений в НПА и судебной практике;

- заполнение таблиц учета дел (реестров);

- заполнение типовых документов (ходатайства, исковые заявления — взять готовое, внести небольшие правки по ситуации, заполнить реквизиты)

- обновление информации по судебным делам КАД, СОЮ (отслеживание заседаний, проверка опубликованных документов);

- сбор информации на государственных ресурсах (ФНС, ЕРП, ФССП и проч.);

- расчет неустойки;

- подготовка регулярных отчетов, разовых справок по делам.

Когда скучная повинность отнимает уже половину рабочего времени, иллюзий не остается и появляется желание работать на себя.
Риски работодателя
В условиях сложившегося «рынка соискателя», когда требования диктует соискатель, а не работодатель, руководителю юридической функции важно знать о настроениях в коллективе.
2,7% такой исторический минимум безработицы зафиксирован с России в марте 2024
Риски, связанные с качеством работы, изменением в законодательстве или судебной практике, снижают за счет повышения квалификации инхаус-юристов, корпоративного обучения, создания базы знаний для юристов и других сотрудников в компании.

Важно, чтобы юрист получал знания внутри или за счет своей компании и не озабочен тем, как самостоятельно поддерживать свои компетенции.

Политика работы с конкурентными рисками, «переманиванием» высококвалифицированных специалистов в каждой компании построена по-своему, общие правила не работают. Часто сотрудники меняют место работы в связи с интересным предложением по оплате труда, но это не единственная причина.

Весомой причиной, риском для компании, являются условия работы. Это и комфортное рабочее пространство, и различные медицинские программы, и непосредственно деятельность, которую ведут специалисты изо дня в день. Осознание того, что однотипные операции, «скучная повинность» несут в себе риски постоянной кадровой текучки, снижает такой риск.
СПОРНО
Работать судебником в крупной компании, но половину времени тратить на ведение реестров учета и работу с типовыми документами
ПРИЕМЛЕМО
Работать судебником в крупной компании и иметь в отделе помощника, который ведет весь учет дел, реестры, составляет типовые документы
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО
Работать судебником в крупной компании, которая автоматизировала ведение учета дел и работу с типовыми документами
БОльшей частью профессиональных рисков инхаус-юристов работодатель может управлять, существенно снижая долю «скучных повинностей» в ежедневной работе.
Автоматизация рутины как способ развиваться в профессии
Автоматизация — эффективный способ противостоять тому, что заставляет инхаус-юристов получать адвокатские удостоверения. За счет синхронизации с источниками информации, такими как КАД Арбитр, ГАС Правосудие, ФССП — юристы-судебники могут больше не вести учет дел и всегда обладают актуальной информацией. Нужной информацией в нужном объеме обладает и руководитель юридической функции.

За счет автозаполнения документов — нет необходимости ежедневно ставить реквизиты контрагентов и оппонентов в типовые формы претензий, исков, ходатайств и др.

Другие «скучные повинности» также хорошо поддаются автоматизации: от расчета неустойки до подготовки отчета по судебным заседаниям или квартального отчета.
У юриста нет интереса заниматься рутиной, а у компании — интереса платить за рабочие часы, проведенные в таблицах и на сайтах.

У меня есть опыт внедрения АРМ юриста в золотодобывающей компании, филиалы которой распределены по всей территории РФ. Пришли к автоматизации осознанно — это стало решением нескольких проблем сразу, и одна из них — перестать платить дорогостоящим юристам за выполнение рутинных операцийЮристы тратят больше всего времени на следующие процессы: ручной ввод данных, подготовка отчетов; проверка и вычитка документов; вести заметки на встречах, отвечать на типовые вопросы; готовить типовые документы ,вести учет рабочего времени.
Эти «ненавистные» процессы и портят настроение дорогостоящим специалистам, которые пришли в профессию не ради ведения учет дел и времени, и буквально «пожирают» рабочее время.
Максим Шароваров, юрист
Чтобы юристы по утрам торопились на работу, стоит снизить нагрузку, связанную с операционной деятельностью. Тогда останется время на подготовку правовых позиций и речи для суда в стиле Плевако.
Оставить заявку на автоматизацию
Оставить заявку на автоматизацию

Начните работу в XSUD
уже сегодня