Автоматизация в юридическом бизнесе:

зачем нужна и эффективные инструменты
Анастастия Звонарева,
директор Актион LegalTech
В консалтинговой фирме или коллегии адвокатов скорость работы юристов напрямую влияет на прибыль. Чем больше разрешенных кейсов, тем выше доход.

В статье расскажу, как увеличить производительность труда в юридической фирме без потери качества с помощью цифровых сервисов.
Зачем автоматизировать процессы в юридической фирме
Автоматизация в работе юристов позволяет кратно сократить время выполнения процессов, за которые нельзя выставить счет клиенту.

Без использования цифровых сервисов юристы консалтинговых фирм минимум 20 процентов рабочего времени выполняют работу, за которую не платят клиенты.

Цшайге Хольгер, генеральный директор Infotropic Media, ментор магистерской программы ВШЭ и Нетологии «LegalTech», на вебинаре для Актион Legaltech привел статистику консалтинговой компании: больше 70% юристов тратят больше 20% своего рабочего времени на работу, за которую нельзя выставить счет клиенту.

В таблице Цшайге Хольгер привел бизнес-процессы и время в процентном соотношении, которое тратят юристы на их выполнение. В последнем столбце приведен процент включения этой работы в счет клиенту.
Чтобы автоматизировать бизнесс-процессы в юридической фирме, оставьте заявку на презентацию системы XSUD.
Оставить заявку на автоматизацию
Оставить заявку на автоматизацию
Перечень технических задач, которые занимают время юристов
По опыту наших заказчиков расскажу про рутинные операции, на которые юристы консалтинговых фирм тратят значительную часть своего времени.

1. Отслеживание информации на сайте судов.

У юристов консалтинговых компаний и адвокатов обычно много судебных дел в разных судах. Юристы мониторят сайты судов для отслеживания времени судебных заседаний каждого клиента, тратят время на подсчет процессуальных сроков.

2. Поиск информации в данных и документах от клиентов.

Когда юридическая фирма заключает договор на абонентское обслуживание или представляет интересы в сложном судебном споре, организации-клиенты передают большое количество документов. Каждый клиент отдает информацию в удобной и привычной ему форме.

3. Ознакомление с материалами судебного дела.

Чтобы ознакомиться с судебным делом необходимо позвонить в суд, узнать время, в какое можно прийти, потратить время на дорогу в суд, отснять максимально качественно каждый лист судебного дела. Ознакомление может занять целый рабочий день юриста.

4. Ожидание судебного заседания и разъезды из одного суда в другой.

На практике не редки задержки судебных заседаний. Юристы могут ждать начало судебного заседания несколько часов. Кроме того, юристы тратят время на проезд из одного суда в другой, ездят в командировки в другой город, чтобы поучаствовать в заседании.

5. Поиск судебной практики.

Юристы ищут судебную практику по схожим судебным спорам, чтобы обосновать свою позицию. Судебная практика необходима и при абонентском обслуживании для формулирования условий договора.

6. Планирование загрузки.

Юристу консалтинговой фирмы важно видеть свою загрузку в режиме реального времени, чтобы назначать встречи с клиентами и высказывать свои предпочтения о времени судебных заседаний. Если юристы принимают в открытом кабинете, важно, чтобы в юридической фирме всегда был свободный юрист, который примет приходящего клиента.

7. Подсчет стоимости своих услуг для клиента.

Юристам необходимо подсчитывать и документально обосновывать клиентам, сколько времени они потратили на их правовую защиту.
Юристы тратят больше всего времени на следующие процессы: ручной ввод данных, подготовка отчетов; проверка и вычитка документов; вести заметки на встречах, отвечать на типовые вопросы; готовить типовые документы ,вести учет рабочего времени. Эти «ненавистные» процессы и портят настроение дорогостоящим специалистам, которые пришли в профессию не ради ведения учет дел и времени, и буквально «пожирают» рабочее время.
Цшайге Хольгер, генеральный директор Infotropic Media, ментор магистерской программы ВШЭ и Нетологии «LegalTech»
Чтобы минимизировать техническую работу юристов, автоматизируйте бизнес-процессы в юридической фирме с помощью системы XSUD.
Оставить заявку на автоматизацию
Оставить заявку на автоматизацию
Инструменты автоматизации для консалтинговых компаний
На рынке Legaltech существуют инструменты, которые упрощают ведение юридического бизнеса. Рассмотрим эти сервисы подробнее.

Справочно-правовые системы позволяют следить за изменениями в законодательстве. Благодаря опции «прошлая редакция» юрист может посмотреть закон в редакции, действующей на момент правоотношений — это удобно и не требует много времени.

Справочно-правовые системы содержат подборки судебной практики, позволяют найти интересующую практику по ключевым словам или номеру статьи закона.

Цифровые сервисы КАД арбитр и ГАС Правосудие юристы консалтинговых компаний не могут использовать в полном объеме. Юридические фирмы и адвокаты не являются стороной судебного спора, поэтому они не получают уведомления о судебных заседаниях, как штатные юристы.

Популярные нейросети помогают подобрать судебную практику, однако их можно использовать с осторожностью. Есть риск, что искусственный интеллект предоставит недостоверную информацию.
ПРИМЕР

В юридических сообществах получил огласку кейс юриста из США, которого обманул ChatGPT. В споре с авиакомпанией юрист, представляя интересы истца, привел несколько судебных решений. Все решения оказались выдумкой нейросетей, и в реальности не существовали.

В итоге из-за выдумки искусственного интеллекта юрист не только проиграл дело, но и будет подвергнут санкциям со стороны судьи.
Сервис проверки контрагентов агрегирует сведения по организациям, и помогает подготовить правовое заключение о юридической чистоте сделки.

Без специальных цифровых инструментов юристу необходимо просмотреть 15−20 разных реестров, что занимает много времени. Кроме того, при ручной проверке есть риск ошибки: юрист может забыть проверить какой-то реестр или не заметит важные данные.

Сервис проверки контрагентов выдают исчерпывающую информацию по ИНН организации. Информация подтягивается из таких источников: арбитражные суды и суды общей юрисдикции, ФНС, Росстат, Федресурс, ФССП, Росреестр.

Автоматизированные системы учета дел берут на себя рутинные задачи юристов. Например, система учета дел XSUD имеет следующий функционал.

1. Обновляет информацию по судебным делам в фоновом режиме и уведомляет юристов об изменениях по удобным каналам связи.
2. Считает процессуальные сроки по настраиваемым сценариям.
3. Ведет автоматизированный календарь юриста со всеми судебными заседаниями, встречами, задачами.
4. Автоматически строит отчеты по любому параметру: загрузка каждого юриста, количество дел в работе, наименование суда, в котором есть судебное заседание и т. д.
5. Уведомляет юриста о событиях по заранее настроенным сценариям.
6. Заполняет документы данными из карточки дела: реквизиты сторон, наименование суда, номер дела.
7. Организовывает удобное хранение и поиск документов по судебным делам в электронном виде.
Эффект от внедрения цифровых инструментов в юридическом бизнесе
Эффект от автоматизации бизнес-процессов в юридической фирме и адвокатской коллегии можно проследить в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Уже через месяц у юристов освободится рабочее время, которое раньше они тратили на техническую работу. Юрфирма избавится от «непродаваемого времени».

Использование цифровых сервисов впечатляет клиентов, благодаря этому можно повысить чек за свои услуги. Если на первой консультации юрист по паре кликов выгружает отчет о проверке контрагента, это производит вау-эффект на клиента.

Кроме того, автоматизация рутинных процессов снижает риск выгорания юристов.
Рутину на работе считают основной причиной синдрома выгорания. Из-за однотипных операций постепенно у сотрудников угасает интерес к делу, появляется больше ошибок. К выгоранию не стоит относиться снисходительно. ВОЗ официально признала выгорание, включив его в Международный классификатор болезней как фактор, который влияет на состояние здоровья человека
Марина Маркина, психолог
Рутинные процессы утомляют сотрудника, снижают мотивацию. Благодаря цифровизации, технической работой занимаются роботы, а юристам остается только интересная, высокоинтеллектуальная работа.
Оставить заявку на автоматизацию юридического бизнеса
Оставить заявку на автоматизацию юридического бизнеса

Начните работу в XSUD
уже сегодня