Что включить в ТЗ на автоматизацию процессов в 2025 году: гайд для юристов судебно-претензионного отдела

Анастастия Звонарева,
директор Актион LegalTech
Качество автоматизации процессов на 90% зависит от грамотного ТЗ. Если не прописать ключевые требования до внедрения, юристы и руководство компании могут разочароваться в результатах автоматизации.

В статье — про полезные пункты в техническом задании (ТЗ), которые обеспечат юристов полезным функционалом. Читайте статью, пока не начали переговоры с разработчиками:)
Получать и структурированно хранить информацию и документы
Запланируйте возможности информационной системы, связанные со структурированным хранением и данных, и готовых документов. Это важно, чтобы ускорить процессы взаимодействия, обеспечить бесшовную передачу дел и задач.
В техническом задании укажите, что автоматизированная система в части получения и хранения информации:

  • может автоматически получать документы (получать из источников с регулярностью, определенной техническим заданием);
  • может распределять документы по заданной логике;
  • имеет интерфейс и механизм для поиска документа.
Чтобы автоматизировать бизнесс-процессы в юридическом отделе, оставьте заявку на презентацию системы XSUD.
Оставить заявку на автоматизацию
Оставить заявку на автоматизацию
Вести реестры без участия юриста
Чтобы не заполнять 10 и более колонок в таблице для учета дел или претензий, договоров, запишите эти функции в техническое задание на автоматизацию процессов. Ведение реестра в автоматизированном режиме увеличивает скорость обработки информации, исключает технические ошибки.

В ТЗ, в зависимости от того, с чем работают юристы, можно указать, что информационная система должна:

  • интегрироваться с системами судов, автоматически обновлять сведения, документы, заседания (если речь про реестр учета судебных дел);
  • интегрироваться со справочником договоров в 1С (если речь про реестр договоров);
  • иметь отображение перечня договоров, претензий, дел, обращений и проч. в табличном виде (что именно отображать, зависит от специфики деятельности юристов
  • давать возможность менять отображение колонок в реестре;
  • давать возможность фильтровать данные.
Хорошо организованный реестр полностью заменяет несколько таблиц, которые обычно ведут вручную. Нужна ли доскональная точность в описании колонок картотеки? Нет, если вы видели демонстрацию информационной системы, знаете, как выглядит картотека. Если автоматизированная система создается в точности по вашему техническому заданию, то точность потребуется.
Отправлять уведомления и напоминания о сроках и событиях
Предусмотрите в ТЗ отправку уведомлений пользователям и возможность настраивать, менять сценарии отправки. Система уведомлений и напоминаний должна быть гибкой — это и нужно сформулировать в ТЗ.

Система автоматизации в части напоминаний может:
  • направлять уведомления по нескольким каналам связи: email, пуш в интерфейсе системы;
  • считать сроки по встроенным алгоритмам;
  • давать возможность создавать правила отправки уведомлений в зависимости от должности пользователя, типа уведомления и проч.
Как правило, система напоминаний работает со сроками, значит, имеет автоматизированный календарь. Это привычный формат работы: видеть события в календаре и получаться напоминания.

Создавать готовые документы по шаблонам
Автоматически заполнить данными шаблон документа — значит высвободить рабочее время юриста. Для компании это значит ускорить процессы, а для юриста — избавиться от скучной рутины. Чтобы автоматизированная система «умела» создавать документы по шаблонам, в техническом задании предусмотрите, что система позволяет:

  • хранить библиотеку шаблонов;
  • заполнять шаблоны сведениями из системы;
  • выгружать готовые документы в редактируемом виде;
  • структурированно хранить готовые документы;
  • разграничивать доступ к готовым документам.

Если создавать документы — основная задача информационной системы, то ее возможности должны быть шире, и это нужно отразить в техническом задании. Заточенная под работу с документами информационная система должна давать возможность:

  • показывать правки, которые внесены в документ;
  • разным пользователям работать с документом одновременно;
  • работать с документом в интерфейсе системы;
  • управлять версиями документа;
  • согласовывать готовый документ;
  • настроить доступ к документам согласно ролевой модели.
Чтобы внедрить в работу шаблоны документов, оставьте заявку на презентацию системы учета дел юристы XSUD.
Оставить заявку на презентацию XSUD
Оставить заявку на презентацию XSUD
Обеспечивает доступ к данным и документам согласно ролевой модели
Доступ к сведениям и документам в соответствии с занимаемой должностью обеспечивает централизованный контроль, и информационная система должна уметь с этим работать.

В зависимости от внутренних требований компании, «скрывать» от категорий пользователей можно отдельные документы или целые разделы информационной системы. Простой пример — запретить пользователям с ролью «юрист» удалять карточки дел из информационной системы, предоставить такое право только пользователю с ролью «руководитель управления».

Чтобы убедиться в том, что система сможет соответствовать, в техническом задании укажите, что информационная система должна:

  • иметь детализированный перечень полномочий;
  • предусматривать несколько ролей с разными функциональными возможностями, правами;
  • предусматривать гибкую настройку, создание новых ролей с перечнем полномочий;
  • предусматривать логирование (журнал учета операций пользователей).
Маршрутизировать задачи
За счет внедрения инструментов автоматизации в крупных компаниях сокращают сроки обработки документов и избавляют квалифицированных специалистов от повторения типовых действий. Включите такие технические возможности в ТЗ на информационную систему.

Например, в зависимости от вида договора и суммы в нем договор будет отправляться на рассмотрение к разным юристам. Затем последовательно уходить на проверку к финансовому специалисту и только после этого — руководителю для визирования. Такой подход исключает задержки и потерю документов, а также обеспечивает прозрачность workflow.

 Система автоматизации может предусматривать:

  • настройку условий, по которым задачи распределяются на сотрудников;
  • настройку цепочек действий по типам задач;
  • возможности для динамической маршрутизации, когда сценарий адаптируется под ситуацию.
Формировать отчетность
Современной информационной системе целесообразно передать формирование отчетности, аналитику. Подготовка отчетов — ресурсоемкий процесс, но сами отчеты имеют важную роль при стратегическом планировании и анализе бизнес-показателей. За счет автоматизации можно иметь широкую линейку отчетности, при этом кратно снизить издержки на ее подготовку.

Включите в техническое задание пункты о том, что автоматизированная система:

  • может генерировать отчеты на основе данных, которые содержатся в системе;
  • позволяет создавать доски аналитиками с числами, графиками (аналитические дашборды);
  • позволяет экспортировать отчеты в Excel или в формате PDF.
Система учета дел юриста XSUD дает возможность строить наглядные дашборды по любым параметрам. Оставьте заявку на персональную презентацию системы.
Оставить заявку на презентацию XSUD
Оставить заявку на презентацию XSUD
Обмениваться данными с другими информационными системами

Предусмотрите в техническом задании возможность информационной системы обмениваться данными и документами с другими системами, внешними источниками (сайтами) посредством открытого API. Такое взаимодействие систем называют интеграцией.

За счет интеграций не юрист ищет данные, а данные приходят к юристу. Юрист находится в центре взаимодействия информационных систем.

Укажите в техническом задании на возможность информационной системы обмениваться данными посредством открытого API. Объем и характер интеграции, как правило, определяются отдельным техническим заданием.

Например, юристам может быть полезно получать сведения о контрагентах, данные о платежах по договорам из ERP-системы или наоборот, передать автоматически сведения по заключенными договорам в бухгалтерию. Детали зависят от рода деятельности компании и того, как организованы процессы в компании.

Подробнее про необходимость интеграции с внутренними системами компании читайте статью.

Начните работу в XSUD
уже сегодня