Legaltech инструменты: что юристу нужно знать и с чего начать

Анастастия Звонарева,
директор Актион LegalTech
Legaltech — это технологии в работе юристов, а также цифровые сервисы для граждан, частично заменяющие работу юристов. В России legaltech представлен разными видами информационных систем: от справочно-правовых до сложных IT-решений, предназначенных для автоматизации бизнес-процессов в крупных юридических департаментах.
Если работаете юристом, то как минимум, используете НПА в электронном виде и подписаны на КАД Арбитр, как максимум — имеете опыт работы с узкопрофильными решениями, такими как XSUD, Casebook, Jeffite.

Технологии в юридической функции высвобождают время юристов, систематизируют работу с документами и позволяют пользоваться результатами анализа «больших данных» (как сервисы проверки контрагента).
Юристы уже используют legaltech
Не стоит стремиться к автоматизации ради автоматизации. Использование инструмента из линейки legaltech следует начать с решения конкретной задачи, которую нужно решить, а не с продукта, который появился на рынке.
Рынок legaltech в России развивается довольно динамично, и основа — российские IT-решения. Legaltech не испытал шока от ухода IT-гигантов из России, так как иностранных гигантов на этом рынке не было
Не все инструменты одинаково полезны
Оставить заявку на презентацию XSUD
На рынке legaltech достаточно решений, которые решают совершенно разные задачи. Юридическим фирмам нужные решения, подобные CRM, чтобы вести историю с заказчиком, а договорникам — системы управления контрактами. У договорников, например, нет необходимости автоматизировать подсчет времени, затраченного на работу с делом (биллинг), а партнеру юридической фирмы не пригодится тонко настроенная под иерархию компании система согласований договора.
В начале следует определить задачу, которая стоит перед юристами, а затем подобрать legaltech инструменты для ее решения.
Нет необходимости пытаться обойтись без цифровых инструментов для юристов. Использование IT-решений становится конкурентным преимуществом, и задача бизнес-заказчика — выбрать оптимальное для себя решение.

По моему опыту, объем legaltech внедрений в компании, зависит от количества юристов в отделе. Вот таблица важности внедрения legaltech инструментов, которую использует в работе команда XSUD.
Когда не обойтись без legaltech инструментов
Юридический отдел Уровень потребности в legaltech инструментах Предпосылки внедрения legaltech инструментов
1-3 юриста НИЗКИЙ Из legaltech инструментов может быть достаточно базы законодательных и нормативно-правовых актов, а также общего для компании решения по безопасному хранению документов  
4-10 юристов СРЕДНИЙ Использование инструментов автоматизации решит задачи, связанные с актуализацией информации, хранением и передачей документов, в том числе чувствительных.   Как правило, небольшие юридические отделы работают в условиях многозадачности, и автоматизация позволяет вести учет всех дел, не терять информацию  
11-20 юристов ВЫСОКИЙ За счет использования цифровых сервисов можно повысить производительность труда, избавиться от траты времени на рутинные операции, обойтись без увеличения штата в условиях растущей нагрузки.   Единое рабочее пространство, сокращение каналов обмена данными и документами позволят юристам повысить качество работы с внутренними заказчиками  
Более 20 юристов, наличие филиальной сети КРИТИЧЕСКИЙ Автоматизация необходима для организации работы большого количества юристов и включения юристов в общее информационное поле компании/группы компаний. Применение legaltech обеспечит систематизацию работы и контроль, а также экономию времени, затраченного на выполнение рутинных операций, за счет настройки обмена данными между информационными системами.   Наличие филиальной сети, возможная работа в разных часовых поясах только повышает уровень потребности в инструментах автоматизации
Legaltech инструменты не заменяют юристов, но переводят их рабочее время на качественно новый уровень. Что касается руководителя юридической функции, то за счет автоматизации он получает общую картину с актуальными данными и контроль.
С чего начать подбор legaltech инструментов
Чтобы начать подбор legaltech инструментов, определите цели и задачи автоматизации, а также приоритеты. Всегда важно иметь возможность работать быстрее и удобнее, но в каждом конкретном случае важнее может оказаться или скорость, или удобство работы.
Цели внедрения legaltech лучше ставить глобальные, а задачи — практические. Рассмотрим на примере.
ЦЕЛИ ЗАДАЧИ

Избавить высокооплачиваемых юристов от выполнения рутинных операций

✔  Определить бизнес-процессы, в которые вовлечено максимальное количество сотрудников компании

✔  Сократить срок выполнения минимум трех бизнес-процессов

✔  Сократить время, затрачиваемое на выполнение рутинных операций

✔  Определить перечень сведений для автоматизированной передачи из 1С на рабочее место юриста (с помощью интеграции)

 

Соответствовать требованиям информационной безопасности в части хранения и передачи документов, в том числе чувствительных

✔  Исключить передачу документов в мессенджерах

✔  Организовать работу с обращениями к юристам (централизация, один канал)

✔  Регламентировать и обеспечить безопасное хранение документов юридического департамента

Получить прозрачную систему отчетности, обеспечить наличие актуальных данных о судебно-претензионной деятельности

✔  Обеспечить автоматизированное поступление сведений из документов из КАД Арбитр, ГАС Правосудие и ФССП

✔  Утвердить показатели для ежемесячного, ежеквартального и годового отчета о юридической деятельности

✔  Подготовить проект визуализации дашборда (аналитической панели)

 

Когда цели и задачи определены, остается расставить приоритеты и можно переходить к выбору legaltech инструментов на рынке. Например, так: приоритетная задача — сократить время, затрачиваемое на выполнение рутинных операций, а второстепенная задача — определить, какие сведения из 1С должны будут поступать на рабочие места юристов автоматически
Оставить заявку на презентацию XSUD
Поставщику ПО буквально «нечего делать», если заказчик уже сформулировал, какие задачи хочет решить за счет автоматизации отдельных бизнес-процессов или целого блока работы.

В таком случае можно уже на тестировании посмотреть и обсудить, как решаются задачи, и переходить к подготовке технического задания.

Я рекомендую составить список проблем, которые мешают эффективной работе, и превратить их в задачи для поставщика ПО. Например, так: обеспечить доступ руководителя к актуальной информации по делам любое время, разграничить доступ к информации за счет ролевой модели, исключить ручной ввод информации по судебным делам из КАД Арбитр, получить статистику разрешения судебных дел определенных категорий по филиалам компании.

Пожалуй, на рынке legaltech найдется решение любой проблемы.
Вячеслав Коновалов, ведущий бизнес-аналитик Актион Legaltech

Начните работу в XSUD
уже сегодня